- Экспертная оценка способности свидетеля давать правильные показания
- Предметом этого вида экспертиз является способность свидетеля или потерпевшего давать правильные показания. Именно об этом спрашивают эксперта: (1) учитывая психические особенности и психическое состояние свидетеля, мог ли он давать правильные показания о важных для дела обстоятельства (указывается каких)?
Задача эксперта – установить, способен ли подэкспертный успешно осуществлять определенный вид деятельности - воспринимать, сохранять в памяти и воспроизводить определенного типа информацию в имеющих место условиях.
Процесс формирования свидетельских показаний можно подразделить на три этапа: а) формирование картины события в ходе восприятия, б) сохранение воспринятого в памяти, в) воспроизведение сохраненной в памяти информации. Каждый из этапов должен подвергнуться экспертному изучению.
Объектами экспертного анализа становятся факторы, способные прямо или косвенно влиять на восприятие, память, воспроизведение. Это - психологические особенностях свидетеля, характер и содержание самой информации, условиях, при которых происходило формирование показаний, их сохранение и воспроизведение, временные психофизические состояния свидетеля на всех этих этапах.
Необходимые сведения добываются из материалов уголовного дела, в ходе экспертиментально-психологического обследования, беседы с подэкспертным, наблюдения за ним при проведении следственных действий. Сопоставление полученных данных позволяет эксперту реконструировать имевшую место ситуацию, психическое состояние свидетеля, ретроспективно оценить его способность правильно решать встающие перед ним перцептивные, мнестические и вербальные задачи с учетом его психологических качеств и состояний.
Эксперты зачастую упрощают, стоящую перед ними задачу, анализируют значительно меньше факторов, негативно влияющих на исследуемую способность. В частности, ограничиваются экспериментально-психологическим обследованием, позволяющим выявить лишь относительно устойчивые психические свойства на момент обследования. Избежать этого можно путем постановки перед экспертом дополнительных вопросов.
Например, таких, (2)каковы индивидуально-пихологические особенности познавательной деятельности свидетеля? (3) имеются ли у свидетеля психологические особенности (повышенная внушаемость, склонность к фантазированию и пр.), снижающие способность правильно воспринимать события или предметы (указать какие) и давать о них правильные показания? (4) каково было психическое состояние свидетеля в момент восприятия событий (указать каких)? (5) учитывая уровень развития и психологические особенности свидетеля, мог ли он понимать внутреннее содержание событий (каких именно)? (6) какой характер имела социально-психологическая атмосфера сложившаяся вокруг дела? (7) какое влияние эта социально-психологическая атмосфера могла оказать, с учетом психологических особенностей и состояний свидетеля, на его способность давать показания? (8) какое психологическое влияние могла оказать ситуация участия в дела на способность свидетеля давать показания?
(Л.П. Конышева)
Литература: Коченов М.М. Судебно-психологическая экспертиза.- М.1977, Он же. Введение в судебно-психологическую экспертизу. - М.1980; Коченов М.М., Осипова Н.Р. Психология допроса малолетних свидетелей. - М.1984; Енгалычев В.Ф., Шипшин С.С. Судебно-психологическая экспертиза.- М.1997; Ситковская О.Д., Конышева Л.П. Психологическая экспертиза несовершеннолетних в уголовном процессе. - М.2001.
Энциклопедия юридической психологии. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. Под общей редакцией профессора А. М. Столяренко. 2003.